дело № 2[1]-535/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абдулино 12 октября 2022 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Выборнова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дунаевой А.А.,
с участием ответчика индивидуального предпринимателя Гафуровой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северного территориального отдела к индивидуальному предпринимателю Гафуровой Г. С. о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий по розничной торговле обувью в специализированных магазинах,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северного территориального отдела обратилось с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Гафуровой Г.С. о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий по розничной торговле обувью в специализированных магазинах, указав в его обоснование, что с 01 июля 2020 года на территории Российской Федерации оборот обувных товаров допускается только при наличии маркировки средствами идентификации. В Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области 11.08.2022 года поступило обращение потребителя, согласно которому в обувном отделе, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Гафуровой Г.С. ИНН 560100006375 (ИП Гафурова Г.С.) магазина «Золушка», расположенного по адресу: <адрес> реализуется женская обувь без маркировки в системе «Честный знак». По результатам внепланового выездного обследования установлено следующее: в обувном отделена стеллажах размещены обувные товары в ассортименте. При осмотре коробки с обувью с надписью «туфли женские» черного цвета, размер 41, установлено наличие надписи «честный знак» и QR-код. На обувной коробке коричневого цвета с надписью «Lady-BuG», страна изготовления Турция, цена на коробке указана маркером 3800 руб., маркировка отслеживания товаров в системе «Честный знак» отсутствует. Отсутствие маркировки средствами идентификации на обувных товарах лишает потребителей права на получение необходимой и достоверной информации о товаре. При выборе товара, потребитель не имеет возможности сделать правильный выбор, в том числе руководствоваться такими критериями как качество и безопасность товара. Просит признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия индивидуального предпринимателя Гафуровой Г. С. по осуществлению торговли обувью в специализированных магазинах и прекратить указанные действия путем нанесения средств идентификации обувных товаров («Честный знак») на этикетку, которая наклеивается на коробку либо на товарный ярлык, на мягкую упаковку или на саму обувь.
В судебном заседании представитель истца, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не участвовал. В заявлении от 12.10.2022 года специалист Лущевская Л.Е., действующая на основании доверенности от 01.02.2022, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик индивидуальный предприниматель Гафурова Г.С. не возражала против удовлетворения требований иска, пояснив, что действительно на момент проверки у неё имелась продукция – 5 пар обуви, которая не прошла маркировки средствами идентификации, в настоящее время нарушения устранены.
Суд, заслушав ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из разъяснений, содержащихся в абз.2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, структурным подразделением которого является Северный территориальный отдел, согласно статье 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» наделено полномочиями по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения благополучия населения и в области защиты прав потребителей, и вправе в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса РФ обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга потребителей.
В соответствии с ч.1 ст.7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно п.1 ст.10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-I изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Под единой национальной системой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак» понимается государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных предусмотренных законодательством РФ целях (ч.1 ст.20.1 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. №860 утверждены Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации а также установлено, что участники оборота обувных товаров в соответствии с утвержденными настоящим постановлением Правилами:
с 1 июля 2020 г. вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке обувных товаров, а также о вводе обувных товаров в оборот, их обороте и выводе из оборота в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением (п. п. «д» п. 2 Постановления);
до 1 августа 2020 г. осуществляют маркировку обувных товаров, приобретенных до 1 июля 2020 г. и выпущенных таможенными органами после 1 июля 2020 г. в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, до предложения этих обувных товаров для реализации (продажи) (п. п. «ж» п. 2 Постановления).
Согласно п.3 Правил №860 участники оборота обувных товаров в Российской Федерации вправе наносить средства идентификации на потребительскую упаковку или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров с 1 октября 2019 г. Нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку или на обувные товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с Правилами №860, является обязательным с 1 июля 2020 г.
Согласно п.4 Постановления регистрация в информационной системе, в которой осуществляется информационное обеспечение проведения эксперимента в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. №620 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации» и методическими рекомендациями для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота обувных товаров, соответствующих кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 6401 - 6405 в Российской Федерации, утвержденными Министром промышленности и торговли Российской Федерации 3 сентября 2018 г., юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые по состоянию на 30 июня 2019 г. являются участниками эксперимента, приравнивается к регистрации в информационной системе мониторинга.
В соответствии с пунктом 2 Правил №860 участники оборота обувных товаров - юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод обувных товаров в оборот, оборот и (или) вывод из оборота обувных товаров, за исключением юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальныхпредпринимателей, приобретающих обувные товары для использования в целях, не связанных с их последующей реализаций (продажей), приобретающих либо продающих (реализующих) обувные товары по сделкам, сведения о которых составляют государственную тайну (кроме лиц, осуществляющих вывод обувных товаров из оборота по таким сделкам);
В соответствии с пунктом 3 Правил № 860 обувные товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации обувных товаров, в том числе, в процессе оборота обувных товаров при утрате средств идентификации обувных товаров или их повреждении, делающем невозможной идентификацию обувных товаров, либо при вводе в оборот обувных товаров, ранее выведенных из оборота, в том числе принятых от физических лиц в рамках договора комиссии, либо при вводе в оборот обувных товаров, находившихся в обороте до даты начала обязательной маркировки обувных товаров средствами идентификации.
Судом установлено, что заданием заместителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 19.08.2022 года, в связи с поступлением обращения потребителя, согласно которому в обувном отделе, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Гафуровой Г.С. ИНН 560100006375 (ИП Гафурова Г.С.) магазина «Золушка», расположенного по адресу: <адрес><адрес> реализуется женская обувь без маркировки в системе «Честный знак», специалисту-эксперту Северного территориального отдела поручено провести выездное обследование в рамках государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.
С ДД.ММ.ГГГГГафурова Г. С. согласно выписке из ЕГРИП является индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которой является 47.72.1 Торговля розничная обувью в специализированных магазинах (ОГРНИП №).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ по результатам внепланового выездного обследования и протоколу осмотра установлено, что объектом осмотра является обувной отдел, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Гафуровой Г. С. (ИП Гафурова Г.С.), расположенный в магазине «Золушка» по адресу: <адрес> А. В обувном отделе на стеллажах размещены обувные товары в ассортименте. При осмотре коробки с обувью с надписью «туфли женские» черного цвета, размер 41, установлено наличие надписи «честный знак» и QR-код. На обувной коробке коричневого цвета с надписью «Lady-BuG», страна изготовления Турция, цена на коробке указана маркером 3800 руб., маркировка отслеживания товаров в системе «Честный знак» отсутствует.
Учитывая, что ИП Гафурова Г.С. выставила к реализации обувь без средства идентификации, наличие которой предусмотрено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров», доказательств исполнения обязанности суду не представлено, суд находит исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице Северного территориального отдела к индивидуальному предпринимателю Гафуровой Г. С. о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий по розничной торговле обувью в специализированных магазинах, обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В силу абзаца второго ст.46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Соответствующие разъяснения приведены в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
Поскольку заявленные исковые требования подлежат удовлетворению и на ответчика подлежит возложению обязанность прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, допускаемые в процессе реализации обуви гражданам, то на ответчика необходимо возложить обязанность довести до сведения потребителей содержание принятого решения суда.
На основании пп.13 п.1 ст.333.36 НК РФистец освобожден от уплаты госпошлины.
В силу ст.103 ГПК РФс ответчика должна быть взыскана госпошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северного территориального отдела к индивидуальному предпринимателю Гафуровой Г. С. о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий по розничной торговле обувью в специализированных магазинах,удовлетворить.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия индивидуального предпринимателя Гафуровой Г. С. по осуществлению продажи обуви в магазине «Золушка», расположенного по адресу: <адрес> «А», в отсутствие маркировки средствами идентификации, и прекратить указанные действия путем нанесения средств идентификации обувных товаров («Честный знак») на этикетку, которая наклеивается на коробку либо на товарный ярлык, на мягкую упаковку или на саму обувь.
Обязать индивидуального предпринимателя Гафурову Г.С. довести до сведения потребителей информацию о принятом решении суда в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу путем размещения решения в торговом зале обувного отдела ИП Гафуровой, расположенном по адресу: <адрес> «А» или иным общедоступным образом, в том числе, путем размещения в местах общего пользования.
Взыскать с Гафуровой Г. С. госпошлину в доход местного бюджета Абдулинского района Оренбургской области в размере 300 (Триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.В.Выборнов
Мотивированное решение составлено 17 октября 2022 года.